Продолжаю к 170-летию Самарской губернии публиковать большой текст #хлебнаялихорадка Часть IV. Иллюстрация - кирха в бывшей колонии Цюрих на бывшей территории Самарской губернии. Ныне - село Зоркино Саратовской области. Особый крестьянский мир Самарской губернии сильно отличается от более однородного в регионах центра страны. Ещё в начале XVIII века, когда в Санкт-Петербурге уже сиял шпиль Петропавловского собора, на землях Заволжья, позже ставших губернией, кочевники неоднократно жгли сёла первых осёдлых земледельцев, убивали их или обращали в рабство. Относительно безопасная жизнь протекала только в крепостях. Но уже к концу века кочевые народы были либо отодвинуты из этих степей или же отправлены в качестве российских войск в приграничные регионы. Остро встал вопрос заселения края и поднятия той первой целины. Государство начало мобилизовать все ресурсы, которые могли вспахать и сделать плодородной эту гигантскую территорию. Так здесь вместе с помещиками и без них стали появляться первые русские крестьяне из самых разных губерний. В названиях сёл часто читается откуда в степи вместе со своими очень разными традициями, костюмами и промыслами приходили крестьяне. Например, Тамбовка основана переселенцами из Тамбовской губернии или Новокуровка из Курской. В селе Смольково у старожилов до сих пор ещё можно услышать говор и особые словечки, принесённые из Смоленской губернии. А в Екатериновке Приволжского района явственно слышен поморский говор. Но он связан с ещё одним важным сюжетом - Заволжские степи были важнейшим российским центром старообрядчества. В селе Балаково был построен один из красивейших старообрядческих храмов России, ныне действующий как православный. Старообрядцев в губернии на рубеже XIX и XX веков почти 4 %. В Заволжские степи также приходят переселенцы из малороссийских губерний, основывая, например, сёла Большая Черниговка и Кинель-Черкассы. Также вспахивать поле приходят земледельческие народы Приволжья - татары, мордва мокша и эрзя, чуваши. В нынешней Самарской области до сих пор есть несколько действующих языческих чувашских кладбищ, что ярко иллюстрирует пёструю культурную картину населения дореволюционной губернии. И сейчас в полях Заволжья в полупустых сёлах, порой, можно встретить как гигантские православные храмы XIX века, превосходящие по размеру сохранившиеся ныне в городах, так и деревянные минареты исторических мечетей и даже шпили кирх. Ведь ещё одна линия заселения Заволжья - немецкая. По большей части, именно из территории Самарской губернии в советское время была создана Республика немцев Поволжья, просуществовавшая до 1941 года. До сих пор в степях Саратовской области можно увидеть кирхи, а в топонимике переселенческой губернии присутствовали не только Калуга, Тамбов или Курск, но и Цюрих и Брабант. Всего протестантов разных течений и католиков было более 8 % населения по переписи 1897 года. Нужно отметить, что кроме немцев это были также, например, поляки и эстонцы. Даже сама Самарская губерния в 1851 году была провозглашена в доме, принадлежавшем итальянцу по происхождению Ивану Макке. А построен он был его зятем, католиком с армянскими корнями Егором Аннаевым (силами которого позже в Самаре появилась кирха). (Продолжение следует...)