С юбилеем Самарскую губернию! Хочу поговорить о ней обстоятельно, потому что мы очень плохо на самом деле понимаем это образование как систему и отдельный мир, довольно сильно отличающийся от нынешней Самарской области. Поэтому я просто от желания разобраться начал писать пространный текст, который, надеюсь, вырастет в нечто большее. Буду публиковать его серией постов с тегом #хлебнаялихорадка
Часть I. Иллюстрация - бывший Свято-Троицкий храм в бывшем селе Балаково Самарской губернии
Сегодня 170 лет провозглашению Самарской губернии. Образованию, которое не совпадает с Самарской областью ни границами, ни характером, ни смыслами. Но очень важного для того, какой стала сейчас разросшаяся на границе лесного и степного миров Самара.
Нужно понимать, что если смотреть за Самарку с Фрунзенского моста от центра города, ты видишь не просто Куйбышевский район Самары, а, по сути, часть Великой Степи, простирающейся до Китая. И даже жаркий летний ветер дует оттуда совсем с другим напором и температурой.
Город создавался и рос в месте, которое называли “дубровой”. То есть в лесу. Это, по сути, анклав на отрогах Сокольих гор в Заволжье, мир более понятный и комфортный народам леса. Это для нас, самарцев Заволга - это правый берег с его островами и Жигулёвскими горами. Но если смотреть из Петербурга или Москвы, Заволжье - это как раз степной левый берег Волги ниже впадения в неё Камы с редкими лесами, в одном из которых и была основана Самара.
Дальше же за городом на восток и юг начиналось то, что русские называли словом “поле”. И по мере того, как кочевые народы степи российские власти отодвигали всё дальше от столиц, у земледельческих народов появилась возможность это поле вспахать. И Самарская губерния как единица была построена вокруг хлебной лихорадки, которая начала зарождаться в этих краях примерно за столетие до провозглашения новой территориальной единицы империи.
Даже село Рождествено, которое мы можем видеть за Волгой из центра Самары, в Самарскую губернию не входило. Как и Сызрань, которая до сих пор, во многом, тяготеет к другим городским центрам. Волга в то время была как одной из главных российских дорог, так и естественной границей. Крупнейшими же центрами той губернии помимо Самары на рубеже XIX-XX веков были Бузулук (теперь Оренбургская область), Новоузенск (теперь Саратовская область), Николаевск (нынешний Пугачёв Саратовской области), Бугуруслан (теперь - Оренбуржье) и Бугульма, ныне входящая в Татарстан.
Да и многие сёла успели дорасти до масштаба городов как по численности населения, так и по инфраструктуре ещё до революции. Достаточно посмотреть на старообрядческий храм по проекту Шехтеля в селе Балаково (ныне город в Саратовской области) или здание Народного дома с театром в посаде Мелекесс (нынешнем Димитровграде Ульяновской области), упомянуть тот факт что в селе Большая Глушица (ныне райцентр Самарской области) ещё до революции появился первый кинотеатр.
Почти всё это выросло на хлебной торговле, связанных с ней производствах и труде крестьян, вспахавших с неимоверными усилиями некогда дикое “поле”. Но главным выгодоприобретателем хлебных сокровищ стала Самара. Из заштатного уездного города, потерявшего большой государственный смысл, утратив оборонительное значение по мере смещение границ от Заволжья, она приобрела яркий торговый характер. Со всеми его плюсами и минусами.
(Продолжение следует...)